Либерасьон(Libération)
http://next.liberation.fr/musique/2016/10/03/lucas-debargue-un-jeu-en-sept-themes-majeurs_1519352 Перевод Наталии Прибыловой
ИНТЕРВЬЮ
ЛЮКА ДЕБАРГ. ИГРА В СЕМИ ГЛАВНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ.
Гийом Сион (Guillaume Tion)— 3 октября 2016 в 17:51
Превозносимый в России, молодой одарённый французский пианист выпускает второй диск и собирается стать одним из гостей Фестиваля «Пианоскоп» в городе Бове департамента Уаза (Pianoscope,Beauvais, Oise). В своём новом альбоме Люка Дебарг исполняет Баха, Бетховена и Метнера (Bach, Beethoven et Medtner).
ВСТРЕЧА.
Разгадать, в чём загадка Люки Дебарга – а Дебарг пианист загадочный – не помогает ни тот факт, что у него непропорционально большие кисти рук, и ни то, что средний темп его игры усиливается сухими атаками и неожиданной мягкостью. Репертуар его ширится и структурируется, переходя от радостной мозаики в стиле пэчворк его первого компакт - диска, записанного вживую, к вышедшему на прошлой неделе его второму альбому, в котором представлено уже хронологическое построение из «авторитетов», идущее от Баха и Бетховена к Метнеру. Участие его в Конкурсе имени Чайковского 2015 года не осталось незамеченным, знаменитым он стал в одночасье, особенно в России: там он - прославленная звезда фортепиано (для тех, кто падок на сплетни из жизни знаменитостей в стиле жёлтой прессы, скажем, что Рождественский Сочельник он провёл в Москве, в компании Гергиева и Трифонова, так что…). Отныне его работа так же включает в себя и сочинённые им самим произведения, таковым является, например, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, которое он исполнит 16 октября на фестивале «Пианоскоп» в Бове. Наконец, от банальных и общепринятых мыслей он надёжно защищён возрастом, ему 25 лет, а ещё и своей асоциальной натурой. Попытаемся же обрисовать в семи пунктах, как в семи тональностях, эту полифоничную личность, с которой нам удалось встретиться в середине сентября в Париже.
ИСПОЛНИТЕЛЬ.«Достоинство номер 1 – отдавать себе отчёт в том, что тебе не ясно. Музыка есть искусство временнОе. Когда я играю, мне необходимо слышать себя. Возьмём Мефисто- Вальс Листа, должны быть слышны сабо танцоров. Если возьмёшь бешеный темп, ничего у тебя не получится.
Слишком много снисхождения к пианистам, играющим слишком быстро, а ведь это ошибочный путь: звука нет, а есть только густое месиво – магма.
Я испытываю потребность слышать полифонию, рельефы произведения. А для этого нужно пространство. Я не верю в исполнительскую традицию. Надо просто играть музыку: есть те, кто играет ноты, есть те, кто играет ноты с неуместными переживаниями чувств, есть и такие, кто играет ноты с правильными эмоциями. А в музыке дОлжно быть правильным. Мы же переводчики, мы передаём речь. Чем больше порядка в речи, тем больше свободы в действиях».
ПРОГРАММА.«По истечении четырёх или пяти лет, у тебя уже есть своя программа. И меняются программы очень не скоро. Когда вас спрашивают за год вперёд, что вы будете играть, вы, естественно, даёте тот репертуар, который у вас есть на этот момент. Затем, в промежутках между концертами, надо вменять себе в обязательство, открывать дверь и новым произведениям. У меня будет новая программа с декабря месяца, но две Сонаты Шуберта я уже сейчас играю на концертах».
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ. «Я человек серьёзный и прилежный. С одной стороны, я очень большой консерватор, музыка меня успокаивает, в ней всё упорядочено. А с другой стороны, панк идеология – это тоже моё. Я был басистом в рок-группе, когда был подростком. А чего же ещё желать в этом случае как не хаоса?
Нехватка человечности вопиёт, а духовный вакуум огромен. Я нахожу, что сейчас очень сложно иметь простые человеческие отношения - все, вперившись в свои телефоны, находятся в мире виртуальном. Но как следствие, от этого больше места в мире реальном: там же больше нет никого. Я выбрал реальность: такого взаимообмена нет, конечно, но воздух, которым здесь дышишь, очень свеж. А литература и искусство, они для меня - из реального мира».
КТО ПОВЛИЯЛ. «Моцарт, Шуберт, Бах. Самый великий – Бетховен. Шопена заиграли. Мне трудно оценивать других пианистов… назову Плетнёва».
ИЗВЕСТНОСТЬ. «График жизни у меня, как у рок-музыканта - с множеством предложений концертов в больших залах Москвы, Лондона, Амстердама… А всего лишь несколько лет назад, меня ценили невысоко: концертов я играл немного и перед сотней человек, не больше. Верила в меня только Рена Шерешевская, мой педагог. Но мне без труда удаётся удерживать голову на плечах, ибо то, что со мной происходит сейчас, оно явно сильно преувеличено.
Целью моей было и остаётся пройти как можно дальше внутрь музыки. Я хочу, чтобы меня считали не великим, а тем, кто чисто делает свою работу».
СОЛЬНИКИ. «Окружающая среда очень важна перед концертом. Если я себя чувствую хорошо, потребности заниматься у меня нет. Если же я угнетён тревогой, занятия помогают мне удалиться от всех, и это - убежище, чтобы оставаться сосредоточенным.
Я убеждён, что если заниматься, то тот самый миг наступит. Надо доверять музыке. Сольный концерт – это и есть тот самый миг, значит пора. В первые мгновения надо овладеть временем, и это невыносимо. В зале, у каждого свой темп времени. Надо настроить всех и каждого, разместить пустоту. Это как мрамор для скульптора. Если нет системы отсчёта для тишины, невозможно проецировать звук. Затем прибывает музыка, и всё идёт хорошо».
АСОЦИАЛЬНОСТЬ. «Я себя плохо чувствую в рамках общественных ограничений. Мне трудно работать в команде, мне трудно вписаться. Я никогда не прихожу вовремя, всегда опаздываю. У меня всё ещё сохранилась эта рефлекторная реакция делать противоположное тому, о чём меня просят.
Мне трудно подчиняться, подлаживаться…но при этом, есть у меня потребность подчиниться чему-то, превосходящему меня.
Все в моём окружении работают на музыку. Мы идём в одном направлении, и это превосходно. Когда надо было выбирать в школе профориентацию, я называл первое, что придёт в голову, но уже тогда я знал точно, что работать буду в музыкальной сфере. Бродячий музыкант, пианист в морских круизах… Я пробавлялся бы как - то иначе, но обязательно музыкой».
Друзья, если у вас есть желание отблагодарить переводчика, можете сделать перевод на карту Сбербанка 4276 3800 5673 3731