Текст про плохой пример! Перевод Светланы Лысенковой
http://www.swr.de/swr2/musik/cd-tipps/debargue-scarla..
Мудро собранная коллекция
Выбор CD - 12.4.2016:
Этот юный пианист – плохой пример! Тщеславных фортепианных виртуозов пытаются убедить пожертвовать детством и молодостью, заниматься по шесть-восемь часов в день, а тут появляется такой как Люка Дебарг.
Двадцатипятилетний сегодня, он начал заниматься фортепиано лишь в возрасте одиннадцати лет и к тому же как аутодидакт, используя интернет-видео в качестве учебного материала. В 17 он полностью отвернулся от инструмента, отошел на три года и с большим удовольствием играл на бас-гитаре в рок-группе, занимался литературой. И только в 20 лет он начал свое серьезное фортепианное образование. А через 5 лет «спутал карты» всего конкурса Чайковского. Вот вам и готовая история для фильма! Но она уходит на второй план, уже с первых нот невероятное ошеломление охватывает слушателя.
Удивление растет, когда наблюдаешь за тем, как он играет. Назвать его фортепианную технику - а в особенности аппликатуру – нетрадиционной, было бы преувеличением. Его пианистическая манера, вероятно, и в прошлом приводила к тому, что «серьезные» педагоги с протестами выбегали с его речиталов. Но вопреки или благодаря технике термин «высшая сложность исполнения» для Люки Дебарга лишен смысла.
Дебаргу присуща особая пианистическая зрелость, обычно нетипичная для его сверстников, а, возможно, ее у них пока и НЕ МОЖЕТ быть. Перед нами за роялем сидит человек, который точно знает, что он делает в каждый момент времени. При этом фортепианный жанр или эпохи значения не имеют. На своем дебютном диске Люка Дебарг не демонстрирует чисто виртуозную программу, а представляет мудро подобранную коллекцию, проходя через столетия: от Скарлатти до Равеля. Разумеется, среди них есть и бисовые номера, как «Мефисто-вальс» Ференца Листа, «Ночной Гаспар» Мориса Равеля и хитроумная четвертая баллада Фредерика Шопена. Нашлось также место и для коротких пьес Эдварда Грига и Франца Шуберта, где главным является красота мелодии и музыкальной линии. В этот момент осознаешь, что Люка Дебарг - исключительно чуткий творец звука.
Но самый большой сюрприз ожидает в почтительном онемении застывших слушателей почти в самом конце диска: сокрушительные овации – вся запись была сделана на концерте! Невероятно! К студийным записям зачастую относишься с осторожностью, ведь их производители не чуждаются мелких многочисленных трюков-приемов. Если Люка Дебарг все это исполнил перед публикой, то тогда тем более можно повторить: „Chapeau“! И еще: хотя это не задокументировано на его феноменальном дебютном диске (и сейчас все это нас медленно и верно обескураживает), Люка Дебарг – не только одаренный пианист-виртуоз, но и совершенно блестящий джаз-пианист. Ну уж это – совершеннейший моветон, или как сегодня пишут „No-Go“
Все это свидетельствует о том, что существует единственно верный путь – твой собственный. И неважно, что говорят другие. Именно поэтому Люка Дебарг – еще бóльший пример, чем мне показалось вначале.